Выворотность и поперечный

Выворотность, наверное, самое важное, если не сказать «загадочное» качество в хореографии. И как всё до конца непонятное , выворотность порождает массу слухов и мнений весьма авторитетных, но нередко глубоко ошибочных, однако если рассмотреть выворотность с медицинской точки зрения (анатомии и физиологии), многое становится понятным.

Мы не будем перегружать читателей медицинскими терминами и сразу перейдем к практической части, то есть к разбору типичных вопросов и заблуждений.

Выворотность – свойство тазобедренного сустава производить максимальную наружную ротацию. Она оценивается по первой позиции с выпрямленными ногами, когда задействованность коленного и голеностопного суставов полностью исключается.

Многие ошибочно считают наоборот, что выворотность – это способность принять первую позицию любой ценой! Для этого они пытаются максимально разработать не только тазобедренный, но и коленный, и голеностопный суставы. Такие «специалисты» называют это верхней, средней и нижней выворотностью.

Увеличить у детей такую подвижность в коленном и голеностопном суставе не сложно, но эта подвижность будет патологической. Дети с «разработанной» средней и нижней выворотностью будут периодически испытывать боли в коленных и голеностопных суставах. Их суставы начнут изнашиваться, и в более старшем возрасте им грозят серьезные заболевания суставов. Для профессиональных занятий танцами такие дети будут непригодны.

Тем самым, никакой средней (в коленном суставе) и нижней (в голеностопном суставе) выворотности с точки зрения физиологии не существует! Есть только одна выворотность – в тазобедренном суставе. И именно она определяет способность к классическому танцу.

Все движения, все па в классическом танце рассчитаны на правильное выворотное строение танцовщика. При невыворотном теле все упражнения у станка и на середине будут выполняться на иных, совершенно не приспособленных для этого мышцах. В результате такой неестественной работы мышцы начнут увеличиваться в размере, искажая фигуру будущего артиста. Это является основной причиной забитости ног, так называемых «галифе» на бедрах, «банок» на икрах и т.п.

Другой достаточно распространенной ошибкой является непонимание разницы между выворотностью и прямым шпагатом. Их почему-то тянут одновременно либо без всякого понимания чередуют упражнения у станка или партерной гимнастики то для выворотности, то для растяжки на прямой шпагат.

В чем же разница между выворотностью и прямым шпагатом? Если выворотность зависит от строения тазобедренного сустава, то прямой шпагат определяется растяжимостью приводящих мышц и их сухожилий. Растянуть на прямой шпагат можно практически любого ребенка. Выворотность доступна не всем.

Мы не можем повлиять на строение костей таза и бедренной кости, но мы можем повлиять на состояние мягких тканей, окружающих тазобедренный сустав. Тут самое важное понимать, какие мягкотканые структуры мы можем растянуть, а какие категорически трогать не следует. Капсулу сустава растягивать ни в коем случае нельзя – её можно повредить или вызвать нестабильность тазобедренного сустава. А вот над связками тазобедренного сустава поработать можно. Эти связки позволяют отвести ногу в сторону в выворотном положении, поэтому растянуться на выворотный прямой шпагат не проблема. Для этого достаточно хорошо проработать всевозможные лягушки на животе и на спине с максимально приведенными к корпусу пятками.

Сложность начинается, если из выворотного прямого шпагата сводить прямые ноги в первую позицию (это лучше делать лежа). Вы увидите, как «падает» выворотность – по мере сведения ног колени начинают «смотреть» всё больше вперед. Это происходит в силу особенности строения связок тазобедренного сустава. И над этими связками тоже можно поработать. «Добраться» до них в лягушке не получится. Они включаются в работу в положении деми плие, которое лучше принять на полу, так получится чище.

Таким образом, гранд плие отвечает за прямой шпагат, а деми плие – за выворотность. А проседание ниже гранд плие является ошибкой и по хореографии, и по ортопедии, и ничего кроме ненужного и даже вредного перерастяжения мягких тканей не дает.

Когда следует начинать тянуть выворотность и прямой шпагат?

На прямой шпагат можно начинать растягиваться в раннем возрасте. Но и в 9-10 лет ребенка можно «с нуля» растянуть на идеальный прямой шпагат.

Выворотность, точнее, связки тазобедренного сустава, также можно начинать тянуть с детства. Но ни у одного ребенка к 10 годам идеальной выворотности вы не добьетесь. Дело в том, что выворотность, в отличие от гибкости, постепенно, естественным образом увеличивается по мере развития опорно-двигательного аппарата, достигая своего максимума к 18 годам. До этого возраста принятие выворотной первой позиции будет заведомо не полным.

Поэтому при отборе в хореографические училища так важно предугадать дальнейшие тенденции к формированию естественной физиологической выворотности у юных претендентов.

Рассмотрим некоторые практические нюансы и замечания по формированию выворотности и прямого шпагата.

Если несколько увеличить поясничный прогиб, то принятие выворотного положения ног стоя и сидя в прямом шпагате значительно облегчится. Но это является самообманом. Выворотность допустима только при полностью распрямленном положении позвоночника. Во всех положениях стоя и на полу следует держать поясницу максимально распрямленной. Только так можно добиться правильной вы-стройки линии;

– в лягушке лежа на спине следует «давить» пятками вверх, а лежа на животе – вниз. Так тем самым голень и бедро будут находиться в одной плоскости, и неправильный выворот в коленном суставе будет исключен;

– упражнения по типу лотоса нарушают плоскость бедро – голень и, тем самым, формируют неправильную «среднюю» выворотность. Это упражнение следует делать только по рекомендации опытного педагога в случае наличия особого рода тугоподвижности в коленных суставах;

– мы крайне не рекомендуем растягивать «нижнюю» выворотность в голеностопном суставе, так как она создает угрозу нестабильности голеностопного сустава, приводящую к вальгусной деформации свода стоп вплоть до Hallux valgus. Обычно после таких растяжек «падает» прыжок и изменяется в худшую сторону подъем и «птичка».

В заключение подчеркнем, что упражнения у станка и партерная гимнастика в классическом танце прошли многолетнюю проверку временем и полностью соответствуют законам ортопедии. Любые попытки самостоятельно доработать выворотность иным способом ничего кроме вреда не принесут. Обращайтесь за советом только к опытным педагогам!

За авторством: http://blesk-straz.ru/

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
(1 голос, в среднем: 5 из 5)

Оставить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *